Содержание:
Леониду Ярмольнику не верится, что ему исполнилось 70 лет.
Возраст уже вроде бы нешуточный, однако сам актер то ли в шутку, то ли всерьез утверждает, что ощущает себя так же, как в 25 лет. И только внуки, в которых Леонид Исаакович души не чает, напоминают, что он уже дедушка.
У юбиляра в фильмографии более сотни ярких ролей: и комических («Тот самый Мюнхгаузен», «Человек с бульвара Капуцинов»), и драматических («Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», «Трудно быть богом», «Одесса»). Но он не только актер, которому все жанры и амплуа покорны, но и талантливый продюсер и даже телеведущий. В общем, вот такой человек-оркестр, как оказалось, в расцвете лет…
«ЦЫПЛЕНОК ТАБАКА»
Леня Ярмольник был разносторонним ребенком: он занимался плаванием, конькобежным спортом, играл на аккордеоне, ходил в театральную студию. Но после окончания школы выбрал все же Театральное училище имени Щукина, а потом попал в легендарный Театр на Таганке, где работал вместе с Владимиром Высоцким.
Первые серьезные роли были в фильмах «Сыщик» и «Тот самый Мюнхгаузен». Но значительно большую известность молодой актер приобрел чуть позже — в 1979 году. После того, как выступил с юмористическим номером в передаче «Вокруг смеха» и показал миниатюру «Цыпленок табака». Именно эта сценка, которая длилась всего несколько секунд, произвела на зрителей огромное впечатление. Но у популярности была и обратная сторона: к молодому артисту надолго приклеились прозвище «цыпленок табака», слава комика и несерьезного человека — везде шутит, гримасничает, играет сплошь юмористические роли. Сначала Леонид злился, когда ему напоминали про его коронный номер, а потом понял, что это его фирменный знак. Как сейчас говорят, фишка, благодаря которой его ни с кем не перепутаешь.
ТРУДНО БЫТЬ АКТЕРОМ У ГЕРМАНА
Конечно, в биографии артиста есть и глубокие драматические роли. Чего стоит только работа с режиссером Алексеем Германом, который утвердил его на главную роль в фильме «Трудно быть богом» по братьям Стругацким. Ради нее Леонид Исаакович на три года отказался от участия во всех других проектах. Но работа над картиной растянулась почти на 15 лет!
— Почему он так долго снимал? — вспоминает о том периоде Леонид Ярмольник. — Потому что он все время сомневался, правильно ли он придумал, правильно ли расшифровал. Пока он не «переспал» с каждой конкретной сценой, мы не снимали ее. Может быть, это то, чего не бывает ни у кого. Я это не сразу понял. Я вообще хотел, чтобы картину сняли за два года. Но это огромный опыт, своя школа — больше такой не будет…
«ВНУКИ ИЗ МЕНЯ ВЕРЕВКИ ВЬЮТ»
В прошлом году Леонид Ярмольник отметил еще одну важную дату — юбилей свадьбы. С супругой Оксаной они вместе уже 40 лет. О секрете этого крепкого брака Леонид Исаакович говорит в шутку, что «ссоры подстегивают чувства».
— Так просто получилось, и вот мучаюсь уже 40 лет! — смеется Ярмольник. — И Ксюша со мной мучается. Но представляете, мы от этого счастливы!
Кстати, юбилей супруги не отмечали. Решили, что лучше пригласят своих друзей на золотую свадьбу — через 10 лет.
Оксана Ярмольник — художник, занимается дизайном, декорациями, изготовляет куклы в своей художественной мастерской, которую подарил ей супруг. Дочь Саша пошла по стопам матери: стала художником по стеклу, изготовляет скульптуры. В своих внуках Леонид Исаакович души не чает. Их у него двое: 9-летний Петр и 6-летний Павел.
— Все свободное время я провожу с внуками, они из меня веревки вьют, а я такой слабохарактерный дедушка! — улыбается Леонид Ярмольник. — У меня с их появлением началась какая-то другая жизнь. Я понял, что в моем сумасшедшем ритме я раньше не замечал многие события вокруг. А сейчас я вижу мир их глазами, радуюсь мелочам, стал многое понимать…
Кстати, мы сами могли наблюдать, как трепетно Леонид Исаакович относится к внукам, когда на ГУМ-катке на Красной площади он учил одного из ребят стоять на коньках, а потом с гордостью снимал на телефон, как хорошо мальчик усвоил дедушкин урок.
«ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЦАРЬ»
Сейчас Леонид Ярмольник служит в одном из ведущих российских театров — «Современнике». И он там не только актер, но и продюсер. Сначала был выпущен спектакль «С наступающим!», который стал одним из самых кассовых в Москве. А сейчас в «Современнике» идет новая постановка — «203-205» (это лирическая комедия о любви) с Леонидом Ярмольником и Мариной Нееловой в главных ролях.
А совсем скоро в прокат выйдет сразу несколько кинолент с участием юбиляра. Это будут долгожданные премьеры. В фильме «Мастер и Маргарита» Леонид Исаакович сыграл доктора Стравинского, а в «Летучем корабле» — Царя. Роли абсолютно разные и многогранные, как и сам актер.
— Меня перед юбилеем спрашивали, на какой возраст я себя ощущаю, — говорит Ярмольник. — Если не думать о самой цифре, то ощущаю я себе точно так же, как ощущал в 25, 35, 45 лет. В этом плане ничего не изменилось…
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
О Таганке
— Любимов брал меня, как говорится, с руками и ногами, первым с курса Катина-Ярцева. Приводя меня всем в пример как подвижного, способного, талантливого, оригинального и так далее артиста… И при этом не давал ролей. Но не потому, что просто не давал: у него нечего было мне дать. За восемь лет самые памятные моменты для меня — это когда вместо Высоцкого я играл Керенского в «Десяти днях». Шел на сцену как на голгофу, как на крест. Играл, по всей вероятности, очень плохо. Не потому что бездарь, а потому, что хотел сделать как Володя. На обезьяньем уровне. Все время пытался влезть в его органику. Но я по-другому хожу, по-другому нервничаю, по-другому ору, по-другому раздражаюсь. Поэтому мои попытки сделать как он, выглядели пародийно. И притом пародийно беспомощно. Хотя тогда мне казалось, что я великолепен.
О жене
— У нас достаточно традиционная семья. Но, наверное, я буду прав, если скажу, что главных у нас нет. По каким-то вопросам главная — жена, а по каким-то — я. Какого-то самодурства типа «как я сказал, так и будет», у нас нет. Все вопросы обсуждаемы. Просто за много лет совместной жизни мы уже давно разделили, где моя епархия, а где жены. Но супруга мне подсказывает во всем. Она первый человек, у которого я спрашиваю совета, если в чем-то сомневаюсь. Независимо от того, касается ли это домашних забот или моей профессии. Она лучше всех меня знает, значит, правильнее остальных подскажет.
О дочери
— Слава богу, что Саша не пошла в актрисы. Для женщин эта профессия слишком трудна. Катастрофически трудна, с постоянным ущемлением самолюбия. Кроме того, у многих актрис очень короткий век. Нашей профессией можно заниматься только тогда, когда без этого не мыслишь жизни. Если бы заболела этим по-настоящему, то, конечно, не стал бы ее отговаривать. Но этого не случилось. И слава богу.
О себе
— Мою легкость в общении многие принимали за легкомысленное отношение к жизни. Это не так. Я какой был, такой и остался. Это их проблема, что они меня всю жизнь считали другим. Я всегда был увлеченным, дерзким, бойким, нахальным, общительным. Как говорится, с гвоздем в одном месте — мне до всего было дело. Меня и сейчас часто воспринимают так: ну хороший парень, пошутить может, разыграть, приколоться. И криминала в этом я никакого не вижу. Но есть оболочка человека, а есть его суть. Честно скажу: мне неинтересны те люди, которые и снаружи и внутри одинаковы. Как инфузория-туфелька — простейшее. А показывать себя, чтобы все говорили: «У, Ленька какой хороший!» — зачем? Я никогда ничего не делал для того, чтобы потом об этом говорили. Клянусь…