Содержание:
Два великих кутюрье, два амбассадора российской культуры на мировых подиумах ушли из жизни практически синхронно — с разницей в пару дней. И это совпадение на грани мистики — не единственное в биографиях мэтров моды…
ЗАБОЛЕЛИ ОДНОВРЕМЕННО…
Все знают, что и Вячеслав Зайцев, и Валентин Юдашкин много лет боролись с тяжелейшими недугами.
У Зайцева была болезнь Паркинсона, при которой медленно разрушаются все системы организма, прежде всего двигательные функции и речь. А у Зайцева все пошло еще и по худшему сценарию: его настигли два инсульта подряд, каждый из которых мог закончиться гибелью. Но Вячеслав Михайлович их пережил и потом активно боролся с последствиями: лечился, ездил на курсы реабилитации. Однако основная напасть — злополучный Паркинсон — оставалась с ним. Это, к сожалению, неизлечимо. Поэтому светлые периоды, когда Зайцев мог выходить в свет, а иногда даже давать короткие интервью, сменялись сумрачными, когда модельер закрывался в своем подмосковном особняке и ни с кем не общался, кроме каких-то подозрительных помощников. Они называли себя его друзьями и под предлогом дружеской заботы жили в доме Вячеслава Михайловича, снимали его, беспомощного, на камеру. Потом выкладывали видео в соцсетях, собирая на несчастье знаменитого человека лайки и деньги… А теперь обратим внимание на то, что диагноз «болезнь Паркинсона» был поставлен модельеру в 2016-м. И в том же году его коллега Валентин Юдашкин узнал о том, что у него онкология. Узнал случайно, потому что ничего не предвещало. Он ведь заботился о здоровье и каждый год проходил полное обследование в одной из лучших американских клиник. Но именно в 2016-м в США не полетел, а обратился в российскую больницу с жалобами на частые головные боли. И выяснилось, что у Юдашкина запущенный рак почки. Метастазы уже дошли до мозга. Заокеанские светила медицины почему-то этого не заметили. А российские врачи и диагноз поставили, и взялись за лечение, которое давало отличные результаты. Наши медики значительно продлили жизнь именитому кутюрье. Хотя им, по словам самого Юдашкина, «приходилось продвигаться по организму будто по минному полю — так все было плохо».
Надо сказать, что оба мэтра моды в последнее время чувствовали себя более-менее сносно, учитывая их проблемы со здоровьем. Так, Валентин Абрамович еще в середине апреля ездил на работу в свой Дом моды, а Вячеслав Зайцев 26 апреля присутствовал в качестве почетного гостя на модном вечере, организованном в рамках Московского международного кинофестиваля.
Но потом все резко изменилось. Зайцев 30 апреля попал в больницу с желудочно-кишечным кровотечением и через несколько часов скончался в реанимации. В телеграм-канале модного Дома Валентина Юдашкина сразу же появилась пронзительная запись от его имени:
«Я помню, как пришел к нему учиться в Дом моды на проспекте мира. Это было просто незабываемо, каждая встреча и все годы, проведенные рядом с ним. <…> Он помогал многим, особенно молодым и начинающим дизайнерам. Был очень открытым. И большим профессионалом своего дела».
Тогда еще никто не знал, что сам Юдашкин находится в онкоцентре им. Блохина: его состояние ухудшилось, пришлось снова сдаться врачам. Более того, он, возможно, и не успел узнать о смерти старшего коллеги, а некролог за него написали близкие. Есть информация, что в день смерти Зайцева Юдашкин сам уже был без сознания. И 2 мая ушел из жизни…
СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ – ПОД КОПИРКУ
Вячеслав Зайцев 2 марта отметил свое 85-летие. А Валентину Юдашкину в октябре должно было исполниться 60. То есть для обоих этот год — юбилейный. А к юбилеям все невольно подводят какие-то итоги и вспоминают, как все начиналось…
Так вот начиналось у них все почти одинаково. Несмотря на то что принадлежали они к разным поколениям, выросли в очень похожих условиях.
Будущий модельер Зайцев родился в городе Иванове, а будущий модельер Юдашкин родом из подмосковного поселка Баковки. То есть росли они отнюдь не под сенью Кремля, столицу им потом пришлось покорять.
Отцы у них были простыми рабочими. И… отсидели в тюрьмах. Зайцев открыто рассказывал о трагической судьбе своего отца Михаила: воевал в Великую Отечественную, попал в плен, но вернулся на фронт и дошел до Берлина. Однако потом его объявили изменником родины и надолго сослали в лагерь. Сын познакомился с ним уже взрослым, 20-летним.
Славу вместе со старшим братом Володей в одиночку поднимала мама Мария Ивановна. Ее прославленный дизайнер считал главным человеком в своей жизни. Хотя она не могла уделять детям много внимания — работала с шести утра до часу ночи, была уборщицей, прачкой.
Юдашкин о своем папе Абраме старался не упоминать. Скорее всего, потому что тот был осужден в 1987 году за то, что заколол сапожным шилом родного брата Леонида. Об этом рассказала дочь убитого (получается, что двоюродная сестра кутюрье) Элеонора. Конфликт произошел из-за наследства: братья не поделили оставшиеся от матери четыре сотки земли в той самой Баковке, где они жили с семьями в двух дачных домишках. Абрам Юдашкин получил за убийство 10 лет строгого режима, но вышел на свободу раньше. Однако на воле он прожил недолго — скончался еще в 90-х от сердечного приступа. Элеонора Юдашкина уверяла, что Валентин не любил отца, стыдился его, потому что сам был добрый, отзывчивый, не подлый. И главным человеком в своей жизни он считал маму Раису Петровну. Когда уже стал успешным, известным и открыл свой Дом моды, маму он поставил руководить отделом готового платья. Она и сейчас в свои 77 лет этим отделом руководит. Правда, удаленно, потому что давно переехала в Израиль.
ОБЩИЙ СЦЕНАРИЙ УСПЕХА
Оба великих модельера ощутили свое призвание еще в детстве.
Маленький Слава Зайцев с удовольствием разглядывал и ощупывал одежду и белье, которые его мама-прачка стирала, крахмалила и утюжила. Ткани! Из них можно создавать красоту… Слава начал рисовать эскизы удивительных нарядов, размышлял, чем их украсить. Даже научился вышивать крестиком.
Маленький Валя, по словам его двоюродной сестры Элеоноры, стал дизайнером сразу, как только впервые взял в руки ее куклу. Он тут же придумал для нее чудесные платья и сшил их. Благо знал, как все это делается: наблюдал за работой своего деда — профессионального портного.
Надо сказать, что дорога Вячеслава Зайцева к успеху на выбранном поприще была более тернистой, чем у Юдашкина. Может быть, потому что он пошел этой дорогой первым. Да, он был первым и до появления Юдашкина единственным советским модельером, попытавшимся превратить пошив одежды в высокое искусство. Но эти попытки встречали отчаянное сопротивление. Вячеслав Михайлович объяснял это так:
«Государству было невыгодно, чтобы люди одевались индивидуально. Все наши идеи ограничивались всякими художественными советами и прочими стандартами под три дырки и два шва».
После окончания Московского текстильного института выпускник Зайцев получил распределение на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза. Ему поручили разработать спецодежду для тружениц сельской местности. И он представил на худсовете такую коллекцию, что грянул скандал: методисты предприятия были в ужасе от разноцветных фуфаек, юбок из павловопосадских платков и валенок, расписанных гуашью. Говорят, будто на совещании, где ругали Зайцева, каким-то образом оказались журналисты французского издания «Пари Матч». И они, наоборот, с восторгом разглядывали и пестрые телогрейки, и расписные валенки. А потом выпустили огромную статью о талантливом молодом дизайнере под заголовком «Он диктует моду Москве». Через три года по этой статье Зайцева разыскали в советской столице Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан из «Диора». Состоялся междусобойчик, который в западной прессе нарекли «встречей королей моды». С этого и началась мировая слава. Коллекции Зайцева, которые он создавал одну за другой на базе Дома моделей на Кузнецком мосту, демонстрировались во многих странах мира, собирали высшие награды всевозможных конкурсов. Но показы платьев проходили без создававшего их художника. Его много лет не выпускали за границу, опасаясь, что он там и останется. Но Зайцев даже и не думал о возможном бегстве из страны. Никогда! У него и на родине было много вдохновляющих творческих задач. Он создавал костюмы для кино, театральных постановок, одевал звезд эстрады, спорта, политическую элиту… И к нему, уже признанному мэтру, в 1986 году пришел на преддипломную практику студент индустриального техникума Валентин Юдашкин, который потом начал карьеру в качестве старшего художника при Министерстве бытового обслуживания. Но надолго там не задержался. Основал свою фирму «Vali-Мода» и по факту стал конкурентом своего учителя.
ОБЩИЕ КЛИЕНТЫ
В 1987 году Юдашкин выпустил коллекцию под названием «Русь изначальная», которая была преисполнена аллюзий на православную символику. Зайцев в том же году представил коллекцию «Тысяча лет со Дня Крещения Руси». Следом Вячеслав Михайлович показал «Русские сезоны» по мотивам Дягилевских антреприз, а Валентин Абрамович — «Петровские балы»… Позже они стали избегать таких явных параллелей. Юдашкин отодвинулся в сторону от эстетики православной Руси, столь любимой старшим коллегой, и углубился в имперский стиль. Но все равно у них оставалось очень много общего. Можно сказать, что ученик старательно шел по стопам учителя. И кое в чем его обошел…
Например, Зайцев создавал костюмы для советской сборной на Олимпиаде-80, а Юдашкин одел российских спортсменов для участия в Олимпийских играх в Лиллехаммере (1994 год) и Атланте (1996-й).
В 1970-е Зайцев устраивал посвященные Международному женскому дню показы в Доме кино. А Юдашкин в 2000-е проводил на 8 Марта модное дефиле, разбавленное концертом топовых исполнителей.
В конце 2000-х оба получили предложение от министерства обороны разработать форму для военнослужащих. Зайцев отказался. А Юдашкин согласился.
У двух дизайнеров вообще была общая клиентура: они были авторами гардероба одних и тех же публичных персон из мира бизнеса и политики, работали над имиджем знаменитых деятелей культуры и звезд эстрады. Считается, например, что кутюрье даже поссорились из-за того, что не поделили Аллу Пугачеву. Зайцев придумал для нее летящие балахоны, которые на долгие годы были основой и сценического, и повседневного образа Примадонны. А потом Юдашкин переманил певицу к себе сексуальными корсетами и смелыми мини-юбками. Однако Валентин Абрамович уверял:
— У нас с Зайцевым очень хорошие отношения. Мы дружим и общаемся, ходим друг к другу на дни рождения, бываем вместе на мероприятиях. Не знаю, откуда появилась такая история, что мы с Зайцевым враги. У нас давние отношения от ученика и учителя до хороших друзей.
КАЖДОМУ – СВОЯ МАРИНА
Еще одно интересное совпадение: оба влюбились и женились еще в молодости на девушках с одинаковым именем Марина. Более того, избранницы и по отчеству обе Владимировны. Но семейная жизнь у двух модельеров сложилась по-разному. Вячеслав Михайлович со своей Мариной развелся, несмотря на то, что в семье уже рос сын Егор. С ним Зайцев после развода практически не виделся. И возобновил общение, только когда мальчику было уже 15 лет. Может быть, поэтому отец и сын так и не смогли потом стать по-настоящему близкими людьми. Хотя Зайцев-старший старался преодолеть стену отчуждения. Он ввел Егора в свой мир, а когда тот стал взрослым — доверил ему руководство своим Домом моды.
И все-таки что-то пошло не так. В последние годы жизни Зайцев был окружен чужими людьми — какими-то помощниками, приживалами, которые пользовались его добротой и его болезнью, распоряжались его имуществом и конфликтовали между собой, пытаясь перетянуть одеяло каждый в свою сторону. Вокруг имени легендарного модельера постоянно возникали какие-то скандалы. Но защитить это легендарное имя было некому. Зайцев-младший вел себя странно: отстранился от всего, что связано с отцом, уверяя, что помощники Вячеслава Михайловича не дают ему с ним даже поговорить по телефону. А раз не дают, то и ладно, чего лезть. «Не хочется там (в доме отца) появляться», — бесстрастно заявил как-то Егор. И не появлялся. Вплоть до самого конца. Когда Вячеславу Зайцеву стало критически плохо, с ним рядом не было никого из родных — ни сына, ни любимых внучек Маруси и Анастасии. Скорую ему вызвал парень по имени Олег, который был у Зайцева вместо домохозяйки и сиделки. Скончался великий кутюрье в полном одиночестве.
А вот ушедший следом за ним Валентин Юдашкин успел незадолго до смерти повидаться с обожаемой дочкой Галей, с внуками. И жена Марина, с которой модельер прошел рука об руку через всю жизнь, была с ним до последнего вздоха.
Любопытно, что еще в 2018-м на Первом канале показали два документальных фильма. Один был посвящен Юдашкину — «Шик по-русски». Другой сняли про Зайцева — «Слава и одиночество». В названиях и отразился весь парадокс из жизни двух титанов моды: судьба переплела их биографии поразительными совпадениями, но одному позволила испить полную чашу личного счастья, а другого этим обделила…