Длительное времяпровождение малышей перед экраном может задержать развитие у них навыков общения и решения задач, говорится в новом исследовании, в котором приняли участие более 7 тыс. детей.
По данным исследователей из японского Университета Тохоку и медицинской школы Университета Хамамацу, время, проводимое перед экраном детьми младше одного года, составляет от одного до четырёх часов в день, что связано с повышенным риском задержки в развитии важнейших навыков, начиная от контроля движений тела и заканчивая взаимодействием с окружающей средой и с другими детьми.
В ходе исследования, опубликованного в журнале JAMA Pediatrics, учёные наблюдали за 7 097 парами матерей и детей в период с 2013 по 2017 г.
Для изучения связи между временем, проведённым за экраном, и развитием ребёнка исследователи сначала спросили матерей, сколько часов обычно они разрешают своему ребёнку младше года смотреть телевизор, играть в видеоигры, пользоваться мобильными телефонами, планшетами и другими электронными устройствами.
Когда детям исполнилось два-четыре года, матерей попросили оценить развитие ребёнка по пяти аспектам: коммуникация, включающая лепет, произнесение и понимание звуков; грубая моторика, включающая движения рук, туловища и ног; мелкая моторика, включающая более сложные движения рук и пальцев; навыки решения задач в процессе обучения и игр; социальные навыки, такие как общение с другими детьми.
Согласно полученным результатам, у тех, кто проводил перед экраном более четырёх часов в день, к двум годам чаще всего наблюдалась задержка в развитии по всем четырём критериям.
В результате проведённого анализа определился портрет японских женщин, которые позволяют своим детям подолгу засиживаться у экранов. Матери детей с высоким уровнем экранного времени характеризовались тем, что были моложе, имели более низкий доход, более низкий уровень образования, а также страдали послеродовой депрессией.
Исследователи признают, что современным родителям трудно сократить экранное время. По их мнению, если это неизбежно, то родителям лучше вместе с детьми смотреть качественные образовательные программы.
Хотя экранное время приводит к задержке в развитии, но оно может иметь образовательный аспект в зависимости от программ, просматриваемых на электронных устройствах, — считают учёные, ссылаясь на метаанализ исследования, опубликованного в журнале JAMA в 2020 г. В статье сообщалось, что экранное время, потраченное на образовательные программы, связано с повышением языковых навыков у детей младшего возраста, особенно если они смотрят их вместе с родителями.
Поскольку в современном мире электронных устройств трудно ограничить экранное время в целом, возможно, будет полезно выявить и ограничить программы, которые связаны с задержкой развития, используя при этом образовательные программы.
Автор признал, что собранная для исследования информация не позволила им отделить образовательное экранное время от других видов экранного времени.
«Это могло бы помочь нам в изучении связи между экранным временем и развитием ребёнка с учётом как положительных, так и отрицательных аспектов экранного времени», — пишут авторы.
Рекомендации по экранному времени
Американская академия педиатрии (AAP) ранее рекомендовала детям младше двух лет вообще не использовать экран за исключением случаев, когда это видеочат с членами семьи или друзьями, что считается нормальным взаимодействием с другими людьми.
В 2016 г. AAP пересмотрела эти рекомендации, заявив, что дети могут пользоваться экраном с 18 месяцев, но при этом рекомендовав родителям смотреть передачи вместе с ребёнком и направлять его в процессе просмотра.
«Для детей в возрасте от 18 до 24 месяцев, если вы хотите познакомить их с цифровыми медиа, выбирайте высококачественные программы и используйте медиа вместе с ребёнком. Избегайте индивидуального использования медиа в этой возрастной группе», — говорится в сообщении профессиональной организации.
«Для детей в возрасте от двух до пяти лет ограничьте использование экрана одним часом в день для просмотра высококачественных программ, — добавили в организации. — Смотрите их вместе с детьми. Помогите детям понять, что они видят, и помогите им применить полученные знания к окружающему миру».
Тем временем Американская академия детской и подростковой психиатрии (AACAP) в 2020 г. обновила рекомендации по использованию экранов, рекомендовав родителям по возможности избегать их использования в необразовательных целях для всех детей младше 2 лет.
Детям до 18 месяцев детские психиатры рекомендуют ограничить экранное время видеозвонками под наблюдением взрослого. Они также не рекомендуют использовать экраны в качестве пустышек, нянек или для прекращения истерик.
Для детей в возрасте от 2 до 5 лет AACAP рекомендует ограничить экранное время, не связанное с обучением, примерно 1 часом в будние дни и 3 часами в выходные дни.
«Поговорите с ребёнком о том, что он видит. Указывайте на хорошее поведение, такое как дружба и забота о других, — отмечается в документе. — Поощряйте ребёнка к освоению других видов деятельности, таких как спорт, музыка, искусство и хобби, которые не связаны с экранами. Подавайте хороший пример собственными безопасными и здоровыми привычками использования электронных устройств».
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать