Содержание:
EN
Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!
Рынок лифтостроения в России находится в стагнации. За три квартала 2025 года отрасль показала мизерный рост в 0,5% — цифра, сравнимая со статистической погрешностью. Фактически производство стоит на месте. При этом потребность в обновлении лифтового парка страны огромна. На этом фоне Щербинский лифтостроительный завод (входит в Группу ДОМ.РФ) запускает новые линии, масштабируя производство. О проблемах отрасли и вариантах их решения рассуждают эксперты в материале «Известий»
Контекст кризиса
Ситуация в отрасли в этом году складывается непростая. Информация о госзакупках свидетельствует, что если за девять месяцев прошлого года было закуплено 11649 лифтов, то за аналогичный период 2025 года — лишь 6552. Такое падение говорит о проблемах в программе капитального ремонта и обновления жилого фонда. Рынок новостроек тоже переживает сложный период, что не добавляет оптимизма: ввод новых объектов снижается, а загрузка лифтостроительных заводов по отрасли не превышает 60-70%. Если не решать проблем оперативно, это приведет к росту издержек, дальнейшему удорожанию продукции и усугублению дефицита.
— Мы оцениваем данную тенденцию как тревожную, но не критичную для положения ЩЛЗ на рынке — сегодня мы обеспечены долгосрочными контрактами, которые были заключены ранее. За девять месяцев 2025 года ЩЛЗ выпустил 5 983 лифта, что на 8% больше аналогичного периода 2024 года, — пояснил финансовый директор АО «ЩЛЗ» Сергей Фирстов.
Масштабирование как необходимость
В России только до 2030 года предстоит заменить около 100 тыс. единиц оборудования. Запуск новых линий и глубокая локализация ключевых компонентов на ЩЛЗ — это не просто стратегия роста, а ответ на системный вызов, способный покрыть нарастающий дефицит.
— Мы не сокращаем производственные мощности — напротив, продолжаем модернизировать производство, расширяем линии и нанимаем новых сотрудников. Тем не менее, сокращение загрузки может грозить тем производителям, чей рынок изначально был ориентирован на узкие сегменты и чей уровень локализации оставляет желать лучшего, — отмечает Фирстов.
Российское «сердце» лифта
Главным технологическим достижением последнего времени стал запуск серийного производства собственных безредукторных лебедок. Такие лебедки легче, компактнее, существенно тише и энергоэффективнее традиционных редукторных аналогов. Для девелоперов, которым сегодня важна каждая копейка, это прямая экономия на уменьшении технических помещений, облегчении конструкций и снижении эксплуатационных расходов.
До конца 2025 года завод планирует выпустить около 1400 таких агрегатов, из которых 500 уже отгружены заказчикам.
— Новая линия позволила увеличить выпуск и снизить издержки. Мы видим высокий интерес со стороны застройщиков, — подтверждает директор по продажам ЩЛЗ Ян Михайлов.
О планах по выпуску безредукторных лебедок заявляли и конкуренты — «Метеор Лифт» и Карачаровский механический завод (КМЗ). В 2024 году «Метеор Лифт» объявил о том, что наладил выпуск таких агрегатов на площадке в Саратовской области. К 2025 году предприятие планировало выйти на объем более пяти тыс. изделий — это стало бы первым крупносерийным производством в РФ.
КМЗ в рамках офсетного контракта с правительством Москвы разработал и выпустил опытные образцы безредукторных лебедок. Серийное производство, рассчитанное на пассажирские лифты грузоподъемностью 400 кг и скоростью 1,6 м/с, должно стартовать в нынешнем году.
«Государством уделяется приоритетное внимание развитию лифтовой отрасли. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза „Безопасности лифтов“ до 15 февраля 2030 года необходимо заменить более 96 тыс. лифтов, в том числе порядка 43,4 тыс. лифтов, расположенных в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах (на счете регионального оператора — 53,2 тыс. лифтов)», — пояснили «Известиям» в Минстрое РФ.
Масштабирование как норма
Запуск производства лебедок — лишь часть большой программы модернизации, проводимой при поддержке ДОМ.РФ, и увеличению производственных мощностей. Уже запущены четыре новых автоматизированных линии. Этот шаг выведет завод на принципиально новый уровень, обеспечивая потенциал для выпуска до 15 тыс. лифтов в год при номинальной нагрузке.
Это прямой ответ на существующий и прогнозируемый дефицит. Мощностей ЩЛЗ, даже в текущей конфигурации, хватает, чтобы производить треть всех лифтов в стране и покрыть значительную часть падения общеотраслевых показателей. А после запуска новых линий завод сможет единовременно обеспечивать выполнение значительной доли государственного заказа на замену лифтов и потребности динамичного рынка новостроек, когда тот восстановится. Но, разумеется, для этого необходима системная помощь со стороны государства. И она уже идет.
— Производители лифтов и другого грузоподъемного оборудования могут претендовать на получение займа Фонда развития промышленности на сумму до 1 млрд рублей по нашей флагманской программе «Проекты развития». В 2024 году ФРП предоставил «Щербинскому лифтостроительному заводу» льготный заем в размере 900 млн рублей по ставке 1% годовых. Благодаря займу Фонда предприятие запускает автоматизированный производственный комплекс, который позволит увеличить объем выпуска и начать изготавливать новые модели лифтов, — рассказал директор ФРП Роман Петруца.
Параллельно завод укрепляет инженерный потенциал. Обновление станочного парка, внедрение цифровых систем контроля качества и получение сертификата на производство высокоскоростных лифтов со скоростью до 8 м/с доказывают, что масштабирование не идет в ущерб качеству и технологической сложности.
— Сертификация лифта со скоростью 8 м/с — это не просто технологический шаг, а подтверждение инженерных компетенций предприятия. Мы видим в этом основу для нового этапа развития российской отрасли, — подчеркивает Ян Михайлов.
Диверсификация и экспорт
Волатильность основного рынка диктует лифтостроителям необходимость осваивать новые для себя ниши. Так, в этом году на выставке в Казахстанe был представлен специализированный подъемник для обслуживания ветрогенераторов. Заключение контракта на поставку таких подъемников подтверждает экспортный потенциал и востребованность технологий за пределами традиционной сферы.
Осенью 2025 года завод также представил на выставке CeMAT Russia конвейерную линию собственной разработки, сразу отмеченную наградой. Этот шаг в логистику и складскую автоматизацию логично продолжает развитие компетенций в области вертикального и горизонтального транспорта. Партнерство с крупными ритейлерами открывает для завода серьезный рынок, снижая зависимость от циклических колебаний в строительстве.
Взгляд в будущее
Устойчивый рост отрасли невозможен без системной господдержки. ЩЛЗ совместно с ДОМ.РФ и Минпромторгом активно лоббирует ключевое решение — введение механизма льготного факторинга. Этот инструмент позволит регионам закупать лифты без простоя, разрывающего производственные циклы заводов.
— До 2030 года в России предстоит заменить около 100 тыс. лифтов. Для выполнения этой задачи необходимы системные инструменты финансирования. Льготный факторинг — один из них, — уверен Сергей Фирстов.
Сложность проблемы подтверждают и в Минстрое.
«На сегодняшний день 79 регионов, на территории которых лифты в многоквартирных домах требуют замены, разработали и утвердили пятилетние планы мероприятий по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы. В таких планах есть сведения о количестве лифтов и источниках финансирования замены, включая лифты в многоквартирных домах на специальных счетах. Принятие субъектами РФ всех рекомендованных мер по выполнению планов замены лифтов и задействование комплекса существующих механизмов позволит обеспечить замену всего парка оборудования, отработавшего назначенный срок службы в установленные сроки», — указали «Известиям» в Минстрое.
Например, в Нижегородской области организована ускоренная замена лифтов в 2024-2025 годах (порядка 2,4 тыс. лифтов) с рассрочкой оплаты до 2030 года за счет средств регионального бюджета, отметили в министерстве.
Таким образом, рабочая стратегия лифтостроителей — это многоуровневая система действий. Это и масштабирование производства для прямого покрытия дефицита, и технологическая локализация для снижения издержек и импортозависимости, и диверсификация для снижения рисков. В условиях стагнации, как оказалось, можно не просто выживать, но и создавать новую реальность для всей отрасли.







