Они были необычайно храбрые и умелые воительницы, и даже опытные воины, такие как Геракл и Ахиллес, видели в них равных себе в бою воинов.
В греческих писаниях они неоднократно упоминаются, но в последние столетия на Западе они описываются главным образом как мифические существа, которые существовали у греков в их богатом воображении.
Самое раннее известное сегодня упоминание об амазонках встречается в «Илиаде», эпическом произведении Гомера, которое, вероятно, было написано в VIII веке до нашей эры.
Илиада рассказывает историю событий, произошедших ближе к концу Троянской войны — десятилетней войны между царями Греции и городом Троей на территории современной северо-западной Турции. В «Илиаде» Приам, царь Трои, вспоминает, что в юности он сражался в битве против армии амазонок, сила которых была «равна мужской силе».
Другие эпические источники о Троянской войне рассказывают о Пентесилее, царице амазонок в те времена, которая на позднем этапе войны прибыла в город с несколькими другими женщинами-воительницами, на этот раз именно для того, чтобы помочь местным воинам против греков. После дня сражений, в которых она продемонстрировала своё воинское мастерство, она сразилась «один на один» с великим воином Ахиллом, который одолел и убил её.
Другим мифологическим героем, оказавшимся в другое время в битве с амазонками, был Геракл, сын царя олимпийских богов Зевса и простой женщины Альмасены. В девятом из 12 порученном ему задании Гераклу требовалось добыть боевой пояс Ипполиты, царицы амазонок. Для этого он пришёл на берега Чёрного моря, в столицу амазонок Фемискиру.
Поначалу встреча протекала гладко. Ипполита согласилась одолжить Геркулесу пояс. Однако богиня Гера, жена Зевса, которая из-за своей ревности преследовала Геракла со дня его рождения (Геракл был плодом измены мужа), выдавая себя за амазонку, распустила среди амазонок слух что Геракл готовил им ловушку. Она сказала, что Геракл и его спутники планировали напасть на них.
Амазонка сражается с греческим солдатом. (Science History Images/Alamy Stock Photo)
Геракл и его друзья вскоре вступили в битву с племенем амазонок. Записанные версии немного отличаются друг от друга. По мнению многих из них, в конце дня Ипполита была похищена воинами, чтобы те могли защититься и сбежать из города.
Амазонки появляются не только в литературе, они изображаются на кувшинах и появляются на рельефах в храмах, например, в Парфеноне в Афинах и храме Аполлона в Бассах на юго-западе Греции.
Адриенна Майор, историк из Стэнфордского университета, объясняет в своей книге «Амазонки» (2016), что с годами в описании амазонок произойдут изменения. В первых греческих произведениях искусства, в которых появляются амазонки, например, VII века до нашей эры, они изображены как типичные греческие воины — одетые в греческую одежду, сражающиеся пешими, с круглым щитом в одной руке и поднятым мечом в другой.
Но позже, например, в V веке до нашей эры, после того как греки уже торговали на берегах Чёрного моря и познакомились с народами и за его пределами, амазонок описывали иначе. Они были больше похожи на скифские народы — разные кочевые племена, говорящие на разных языках, ездившие на лошадях по всей территории Евразийских степей — от берегов Чёрного моря на западе до степей Монголии на востоке. Все члены племён, включая женщин, мобилизовались на защиту этих диких и трудных для проживания территорий.
Подобно скифским народам, изображённые в более поздний период амазонки носили длинные штаны, необходимые для езды на лошадях, и поверх них длинную тунику-рубаху. Они также носили остроконечные шляпы и сапоги. Их неоднократно изображали верхом на конях с колчаном стрел и луком, с копьём или боевым топором.
(Dbachmann/CC BY-SA 3.0)
Фактически, когда греческий историк Геродот писал в V веке до нашей эры о скифских племенах, в четвёртой части своей книги «История» он описывал амазонок как женщин-воинов, которые занимаются охотой, преимущественно с луком и стрелами. Геродот отмечал, что когда они едут на лошадях, они одеты как мужчины-воины.
Под описание такого храброго воина подходит Томирис, царица племени массагетов, кочевого народа, жившего в евразийской степи. Массагеты были известны своей храбростью и часто сражались верхом на лошадях, используя лук и стрелы, копьё или боевой топор. Томирис была особенно известна своей храбростью и боевым мастерством. После смерти мужа она оказалась во главе своего народа, в то время как соседнее Персидское царство во главе с Киром занималось завоёвыванием новых территорий в Центральной и Западной Азии.
Почему это важно для истории? Потому что на протяжении многих лет в евразийских степях обнаруживались могилы многих воинов, похороненных рядом с их оружием, а в последние десятилетия с развитием новых технологий и тестов ДНК археологи смогли точно определить и пол владельца скелета. Так, в скифских регионах было обнаружено более 300 древних могил, оказавшихся впоследствии могилами женщин-воительниц, захороненных рядом с их оружием и снаряжением для верховой езды. На некоторых телах можно увидеть следы травм, приведших к их смерти.
В 2019 году, например, в окрестностях русского села Девица на нынешнем юго-западе России, недалеко от границы с Украиной, была обнаружена гробница IV века до н. э., с телами четырёх скифских женщин-воительниц, с оружием и снаряжением для верховой езды. Одной из них 12 лет, другой 45-50 лет и ещё двум по 20 лет.
Как свидетельствует эта могила, вполне возможно, что, по крайней мере, в некоторых случаях, подобно мифологическим амазонкам, скифские женщины-воины действовали и сражались в группах, состоящих только из женщин.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать