Шотландская Рослинская церковь недалеко от Эдинбурга прославилась на весь мир в 2006 году после съёмок в ней фильма «Код да Винчи» с Томом Хэнксом в главной роли
Церковь, основанная в 1446 году, в ней много статуй ангелов и людей, прославляющих Бога. Над ними вдоль потолка вылеплены кубы с загадочными символами. Долгие годы было непонятно, что на них изображено, пока во второй половине XX века шотландский музыкант Томас Дж. Митчелл не изучил загадочные символы и сумел расшифровать их тайну: он обнаружил, что на них изображены ноты музыкального произведения.
Чтобы продолжить читать Премиум-статьи, нужно всего лишь пройти простую регистрацию или оставить свой e-mail. Отправить Зарегистрировавшись, вы поддержите наш проект. Регистрация Вход Zugriff auf alle Premium-InhalteOhne klassische WerbungLesen Sie alle Inhalte ab sofort werbefrei und ungestörtAlle Sonderausgaben gratisJederzeit kündbarHIER INFORMIEREN
Митчелл понял, что каждое изображение на кубе представляет собой форму звука, который естественным образом создаётся в воздухе при воспроизведении ноты определённой частоты. Это были не произвольные символы, придуманные кем-то из людей, а точное творение Природы. В 2006 году сын Томаса Митчелла, Стюарт Митчелл, организовал реставрационный проект в самой церкви. Хор в средневековом стиле исполнил священный псалом, написанный на потолке, в сопровождении традиционных музыкальных инструментов.
Песок слился в несколько линий, которые напоминали кораллы или иероглифы — рисунки египетской письменности
Чтобы понять, как Митчелл пришёл к такому озарению, нам придётся вернуться в конец XVIII века, к немецкому физику и музыканту Эрнсту Хладни, которого считают отцом акустики. Хладни был первым в наше время, кто смог увидеть в научном эксперименте, как разные звуки превращаются в уникальные визуальные узоры.
Хладни разработал специальное устройство: тонкую и плоскую металлическую пластину, прикреплённую в своём центре к шесту, что позволяет её свободно вибрировать. Учёный рассыпал по поверхности пластины порошок и играл смычком скрипки по краю одной из её сторон. При этом пластина начинала вибрировать, а порошок на ней начинал подпрыгивать и двигаться.
Каменные кубы, на которых высечены схемы, похожие на «узоры Чалдани», на потолке Рослинской церкви. (ТомПарнелл/CC-BY-SA-2.0)
Удивительной частью эксперимента было то, что вскоре песчинки скоординировано стекали в определённые области на поверхности и укладывались в интересные визуальные узоры на пластине. Узоры были многочисленны и разнообразны. Хладни заметил, что каждая нота создаёт на поверхности свой особый рисунок, и этот узор постоянно повторяется, когда одна и та же нота воспроизводится во второй раз. Он опубликовал свои открытия в 1787 году, написав книгу «Открытия, касающиеся теории музыки», и с тех пор открытые им диаграммы известны как «узоры Хладни».
За прошедшие годы многие исследователи повторили эксперимент Хладни и продемонстрировали впечатляющие закономерности. Одним из них был швейцарский врач Ганс Дженни, который ещё больше усовершенствовал исследования в этой области и даже дал им название, под которым они известны до сих пор, — «Киматика». В книге, которую он опубликовал в двух томах (1967, 1972), сфотографированы реконструкции узоров Хладни, которые тот создал с использованием порошка под воздействием музыкальных нот. В своих исследованиях он также заметил ещё одно интересное явление — чем выше частота звука, тем сложнее формы, создаваемые песчинками.
Акустика в сердце пирамиды
Прошло двадцать лет, и на другом конце света британский инженер-акустик Джон Стюарт Рид сделал интересное открытие. На своём сайте он рассказывает о впечатлениях, когда посетил Великую пирамиду в Гизе в Египте и воссоздал в её недрах эксперимент Хладни.
В 1996 году Рид посетил пирамиду. Он говорит, что начал ощущать уникальную акустику пирамиды, как только вошёл в неё, ощутив особую тишину, царящую в ней, — даже слышал, как кровь течёт в ушах. Но самые сильные переживания произошли в «Камере царя», расположенной в самом сердце пирамиды.
Как инженер-акустик, Рид был заинтригован акустикой в царской комнате, и особенно внутри саркофага — гранитного гроба, стоящего в комнате. Он решил провести небольшой эксперимент — лёг в гранитный гроб и начал издавать звуки, повышая и понижая их на октаву. Как специалист по акустике Рид знал, что в каждом пространстве есть определённый звук, который резонирует лучше, чем другие звуки, поэтому он пропел звуки всей октавы, пока не достиг того самого звука и не почувствовал пик резонанса. Рид рассказывает о приятной вибрации, которая омыла его с головы до ног, и каждая клеточка его тела откликнулась. По его словам, это было прекрасное чувство.
Весь день он размышлял над пережитым и пришёл к выводу, что этот удивительный резонанс в сердце пирамиды не случаен. Судя по всему, древние египтяне при проектировании пирамиды применили глубокие знания об акустике. Он решил, что должен снова вернуться в царские покои и саркофаг, только на этот раз со всем своим акустическим оборудованием, чтобы провести более глубокие и всесторонние эксперименты.
Джон Стюарт Рид смотрит на Seamscope, 2008 г. (CymaScope.com)
Вернувшись в Британию, он занялся выяснением исторических знаний об акустике в пирамидах. В литературном обзоре на эту тему он нашёл греческий текст 200 г. до н. э., повествующий об уникальных вокальных ритуалах, проводимых египетскими жрецами. Его воображение воспламенялось: как звучали эти религиозные гимны в уникальной акустике в глубине пирамиды?
В следующий раз, когда он прибыл к пирамиде, в начале 1997 года, он был уже намного лучше экипирован и проводил самые разные эксперименты. В статье, которую он написал по окончании экспериментов (2001 год, Egypt Sonics), было описано интересное явление — частота звука, резонировавшая лучшим образом внутри погребальной камеры, соответствовала частоте, лучшим образом резонирующей в самом саркофаге. (Рид объяснил различия износом саркофага). Мало того, это была та же самая частота. Когда он попросил измерить частоту сердечных сокращений у плода, который вот-вот должен родиться, и у однодневного ребёнка, то обнаружил, что частота почти одинакова — диапазон 121–129 Гц. Находка соответствовала гипотезам историков о том, что в погребальной камере происходили религиозные обряды, целью которых было помочь царю-фараону переродиться в следующем его воплощении. Другое значение находок заключается в том, что знания древних египтян о частотах и звуках были развиты настолько, что не поддаются нашему воображению вообще.
В другом эксперименте, проведённом Ридом, был повторён эксперимент Хладни: он поместил усилитель внутрь саркофага, накрыл гроб тонким листом ПВС и посыпал его песчинками. В усилителе он воспроизводил звуки, призванные имитировать гимны древних жрецов.
Как и в экспериментах Хладни, на этот раз песок вскоре рассеялся на несколько линий, но на этот раз они выглядели гораздо сложнее: одни напоминали кораллы, другие напоминали иероглифы — простые рисунки, из которых состояла древнеегипетская письменность.
Кроме того, первые остатки хартумской письменности были обнаружены там же и в то же время, когда древние египтяне начали лепить из гранита. Что послужило причиной создания этих особых форм тогда и сейчас? Заметили их и древние египтяне, использовали ли они при разработке своей письменности? Однозначного ответа на это нет, но выводы, безусловно, вдохновляют и требуют дальнейших исследований.
Открытия в пирамиде Гизы побудили Рида продолжить разработку более чувствительных и точных инструментов. В 2002 году он представил прототип разработанного им нового измерительного прибора Симаскоп (Cymascope), устройства, способного показывать и фотографировать уникальные узоры, создаваемые звуками на разных частотах. В первом прототипе он начал с тонкой поливинилхлоридной мембраны, а в более поздней модели перешёл на латекс. Но прорыв произошёл, когда он нашёл замену песку. В окончательной версии устройства, которая работает и сегодня, вибрирующая поверхность представляет собой просто поверхность воды. Оказывается, вода более гибко реагирует на доходящие до неё разные звуки.
Прислушаться к воде
Первыми, кто применил новую технологию симаскопа, были художники. Креативный технолог Эван Грант рассказывает, например, в выступлении на Теде в 2009 году, как он использует симаскоп для визуального представления аспектов мира, которые до сих пор были скрыты от нас. Грант иллюстрирует, как с помощью частот и музыки (Бетховен, Pink Floyd и даже звуки, издаваемые дельфинами в океане) можно создавать узоры, напоминающие снежинки, морские звёзды и другие формы, знакомые нам из мира природы.
Диаграммы из видеозаписи капель воды, просматриваемых через симаскоп после игры на фортепиано. (CymaScope.com)
В последние годы даже в мире науки начинают использовать новый исследовательский инструмент. Например, профессор Гуан Динова и профессор Лила Пайн из Университета Райерсон в Канаде используют устройство для анализа человеческой речи. Особенно различия между английским языком, на котором говорят коренные американцы разного происхождения, и английским языком, на котором говорят белые американцы, чтобы узнать о культурных корнях представителей разных этнических групп.
Профессор Сонгджул Джи из Университета Рутгерса в США также использует устройство в качестве инструмента для исследования языка, но на молекулярном уровне. Джи использует симаскоп для обнаружения моделей голосового общения в клетках человеческого тела. В начале 2017 года профессор Джи помог Джону Риду разработать цифровое приложение для симаскопа. Разработанное ими приложение представляет на основе данных, хранящихся в его памяти, визуальное воспроизведение звуков.
Джек Касович, автор книги «Говорить на языке дельфинов», много лет пытался расшифровать язык дельфинов. Он использовал устройство, пытаясь изучить словарный запас дельфинов, и в 2016 году опубликовал статью, где описывает, как устройство помогло ему расшифровать то, что видят дельфины, с помощью их внутреннего сонорного механизма, хотя ему ещё предстоит доказать это точнее.
В июле 2018 г. профессор Брайан Джозефсон из Кембриджского университета в Соединённом Королевстве, лауреат Нобелевской премии по физике 1973 г., в своей лекции в Королевском медицинском обществе рассказал, как он интегрировал устройство Симаскоп в своих исследования, касающихся памяти воды, и показал узоры, созданные в воде в соответствии с частотами музыки. Частоты сохранялись в воде даже после того, как звучание было остановлено.
Нам, наверное, остаётся только подождать и посмотреть, какие новые знания о тайнах мира откроются нам в ближайшие годы благодаря новейшим исследовательским инструментам, которые позволяют нам видеть звуки природы и анализировать их. Одно уже ясно — истории ещё есть что нам предложить. Нам становятся доступны скрытые языки, а исторические подсказки об утерянных знаниях становятся кончиком нити, по которой можно проследить, и раскрывают больше тайн окружающего нас мира.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать