После нескольких месяцев неопределённости по поводу того, сможет ли новый космический корабль Boeing Starliner безопасно доставить двух астронавтов домой с Международной космической станции (МКС), НАСА 24 августа приняло решение отправить Starliner обратно на Землю без экипажа.
Два астронавта, Барри «Бутч» Уилмор и Сунита «Суни» Уильямс, вернутся на корабле Dragon Crew-9 компании SpaceX в феврале 2025 года.
Администратор НАСА Билл Нельсон заявил журналистам во время пресс-конференции в субботу, что совместное решение Boeing и НАСА было принято в контексте «ошибок, допущенных в прошлом», когда были потеряны шаттлы «Челленджер» и «Колумбия», в результате чего погиб весь экипаж на борту.
«Космический полёт сопряжён с риском, даже в самом безопасном и даже рутинном варианте. А испытательный полёт по своей природе не является ни безопасным, ни рутинным», — сказал Нельсон.
«Таким образом, решение оставить Бутча и Суни на борту Международной космической станции и доставить Boeing Starliner домой без экипажа является результатом приверженности безопасности».
Запуск Starliner с космической станции Кеннеди во Флориде 5 июня был отложен на четыре недели из-за утечки в двигательной установке на гелиевой основе. После взлёта космический корабль дал дополнительную течь, что привело к отказу нескольких двигателей перед его стыковкой с МКС 6 июня.
В то время НАСА и Boeing заявили, что утечки, вероятно, были вызваны неисправным резиновым уплотнением в гелиевых баках Starliner. После продолжительных тепловых испытаний в Уайт Сэндс НАСА также обнаружило вздутие тефлона на двигателях.
Из-за неопределённости, связанной с механическими неисправностями, НАСА опасалось, что двигатели, необходимые для управления Starliner на орбите и последовательности его посадки, могут в конечном счёте выйти из строя во время или после схода корабля с орбиты или повторного входа в атмосферу.
Ожидалось, что астронавты пробудут на борту МКС чуть больше недели. После возвращения в феврале 2025 года они пробудут на космической станции более восьми месяцев.
«В нашем понимании физических процессов, происходящих с двигателями, сохраняется неопределённость, и нам ещё предстоит проделать определённую работу», — заявил журналистам 24 августа заместитель администратора НАСА Джим Фри.
Возвращение астронавтов на Dragon компании SpaceX вместо Starliner «было непростым решением, но оно абсолютно правильное», добавил Фри.
Кен Бауэрсокс, заместитель администратора НАСА по космическим операциям, сказал, что решение, принятое в субботу, последовало за первой частью проверки готовности к полёту, в ходе которой НАСА опросило соответствующие организации, которые единодушно согласились вернуть Starliner без экипажа и отправить астронавтов домой в рамках миссии SpaceX Crew-9.
НАСА проведёт вторую часть проверки готовности либо 28, либо 29 августа, добавил Бауэрсокс.
Эксклюзив
Страхи и ненависть Пекина
Руководитель программы коммерческих экипажей НАСА Стив Стич сказал, что данные продолжающихся испытаний, собранные летом, «совершенно ясно показали нам, что лучшим вариантом действий было вернуть Starliner без экипажа».
«Суть возвращения Starliner в том, что… было слишком много неопределённости в прогнозе двигателей», — объяснил Стич.
«Если бы у нас была модель, если бы у нас был способ точно предсказать, что будут делать двигатели при расстыковке, на всём пути схода с орбиты и в последовательности отделения, я думаю, мы бы выбрали другой курс действий».
Дана Вайгель, руководитель программы МКС, заявила, что экипаж №9 стартует не ранее 24 сентября с дополнительными местами для Уилмора и Уильямса, которые с 6 июня проводили десятки экспериментов в течение почти 100 часов на борту космической станции.
Однако скафандры были проблемой, поскольку те, что были разработаны Boeing для Starliner, несовместимы с кораблём Dragon компании SpaceX, заявил представитель НАСА Стивен Сайселофф в интервью The Epoch Times 23 августа.
«Эта программа предназначена для того, чтобы позволить компаниям разрабатывать собственные системы, — сказал Сайселофф, — а Уильямс и Уилмор наденут скафандры Dragon для своего возвращения».
Стич заявил в субботу, что один дополнительный костюм Dragon, который уже подходит одному из членов экипажа Starliner, в настоящее время находится на борту МКС.
Когда Нельсона спросили, уверен ли он, что Starliner в будущем совершит успешные полёты с экипажем, он ответил, что уверен «на 100%» из-за «готовности Boeing довести эту программу до конца».
Он добавил, что катастрофы «Челленджера» и «Колумбии» повлияли на решение НАСА в субботу.
«Это попытка изменить культуру, которая сначала привела к потере “Челленджера”, а затем привела к потере “Колумбии”, где не было допущено очевидных ошибок», — сказал Нельсон, добавив, что НАСА теперь призывает всех инженеров и наземный экипаж выражать любые опасения по поводу планов полёта, которые игнорировались до запуска «Челленджера» в 1986 году.
«С тех пор НАСА очень старалось создать атмосферу, в которой людей поощряли бы выходить вперёд и высказывать своё мнение. И я думаю, что сегодняшний день — хороший пример этого», — сказал Нельсон.
Успех Starliner в полётах с экипажем важен для программы коммерческого экипажа НАСА, которая была запущена в качестве замены выведенных из эксплуатации космических челноков.
НАСА выделило Boeing и SpaceX $4,2 млрд и $2,6 млрд, соответственно, на разработку космических кораблей, способных доставлять астронавтов на орбиту. SpaceX добивается успеха со своей капсулой Dragon с 2020 года, но Boeing испытывает трудности со своим Starliner.
Первый полёт корабля без экипажа в 2019 году не смог достичь МКС, но последующий полёт в 2022 году, наконец, состыковался с космической станцией.
Инвестиции Boeing в Starliner с 2016 года превысили $1,6 млрд.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email