Дебаты о потенциальных последствиях для здоровья от излучения беспроводных устройств официально перешагнули виртуальный порог.
Хотя наука по-прежнему расходится во мнениях относительно последствий поглощения низкочастотного неионизирующего излучения, подобного тому, которое испускают сотовые телефоны и другие беспроводные устройства, некоторые устройства виртуальной реальности значительно превышают нормы безопасности, установленные Федеральной комиссией связи США (FCC).
Установленный FCC безопасный уровень поглощения излучения от беспроводных устройств составляет 1,6 ватта на килограмм (Вт/кг).
Для сравнения, большинство смартфонов находятся в этом диапазоне, излучая менее 2 Вт/кг. Независимый анализ популярного устройства виртуальной реальности (VR) Oculus Quest (шлем) показал, что система VR излучает низкочастотное, неионизирующее электромагнитное излучение (ЭМП) до 9 Вт/кг.
Жилет Owo, в котором пользователи испытывают физические ощущения, например, в играх виртуальной реальности, включая ветер, выстрелы или удары, 5 января 2022 года. (Patrick T. Fallon/AFP via Getty Images)
Одновременно аналитики прогнозируют, что рост рынка VR как в игровой, так и в профессиональной сфере составит $31 млрд в 2023 году и как ожидается, превысит $51 млрд к 2027 году.
Apple собирается присоединиться к виртуальному миру и выпустить свою первую систему «смешанной реальности» в конце этого года.
Однако шумиха в отрасли не остановила исследователей и потребителей, обеспокоенных возможными последствиями длительного использования устройств VR для здоровья.
Этот спор продолжается уже более десяти лет: представляют ли беспроводные и другие низкочастотные, неионизирующие ЭМП устройства риск для здоровья человека?
Тревожные результаты
Многие учёные говорят, что это вполне возможно. Особенно с учётом недостатка долгосрочных данных о последствиях воздействия излучения на пользователей устройств. Однако результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что длительное воздействие неионизирующего ЭМП-излучения приводит к нарушению регуляции температуры тела и повреждению клеток.
В одном из исследований был сделан вывод, что неионизирующее излучение нарушает механизмы окислительного восстановления организма. Это приводит к окислительному стрессу и повреждению клеточных компонентов и клеточных процессов.
Авторы отметили, что скачки окислительного стресса также связаны с увеличением количества раковых опухолей.
Это подтверждает большое исследование 2016 года, проведённое на крысах, подвергшихся длительному воздействию неионизирующего ЭМП-излучения. Результаты, полученные от сотен крыс-самцов, подвергшихся воздействию ЭМП, показали почти 3-процентное увеличение опухолей головного мозга. В контрольной группе ни у одного самца крыс не развились раковые опухоли.
Третья исследовательская группа в 2020 году опубликовала результаты исследования по определению удельной скорости поглощения излучения головой человека через устройства виртуальной реальности. Исследование показало, что радиация может преодолеть терморегуляцию организма, когда величина поглощения превышает 4 Вт/кг.
В этот момент клеточные ткани начнут перегреваться.
«Особенно важно избегать электромагнитного облучения головы», — заявили авторы исследования в своём отчёте.
Несмотря на то, что полученные данные не являются окончательными, некоторые представители научного сообщества призывают к осторожности при использовании VR-устройств.
Соблюдение дистанции
Крупные организации ходят на цыпочках вокруг темы потенциального влияния беспроводного излучения на здоровье человека.
Однако большинство из них придерживаются так называемого «электронного аргумента».
Это теория, согласно которой низкочастотное, неионизирующее излучение не может выбить электроны из атома или молекулы. В отсутствие этой функции, по мнению приверженцев этой теории, не происходит прямого повреждения ДНК, что делает рак маловероятным результатом облучения.
Система виртуальной реальности Oculus Quest 2 в использовании 28 января 2022 года в Остине, штат Техас. (Sergio Flores/AFP via Getty Images)
Хотя другие учёные с этим не согласны, утверждая, что «аргумент электронов» основан на ошибочном предположении и модели, которая используется для другого типа излучения.
Правительственные и гражданские учреждения дают расплывчатые ответы на вопросы о воздействии на пользователей беспроводных устройств. Они добавляют оговорки типа «неизвестно, что вызывает рак» или «не было установлено, что вызывает рак».
Одной из таких организаций является Национальный институт рака, который относит «большинство типов» неионизирующего ЭМП-излучения к нераковым.
В ответ на запрос The Epoch Times относительно изменений в рекомендациях по безопасности при облучении пользователей беспроводных устройств, FCC отказалась от комментариев.
Хотя разработчики отрасли говорят, что помимо количества испускаемого излучения, всё зависит от расстояния до пользователя.
«Как далеко находится устройство? Даже несколько сантиметров могут уменьшить удельную скорость поглощения», — сказал Уинстон Нгуен изданию The Epoch Times.
Нгуен является разработчиком в компании VR Heaven. Он говорит, что излучающая часть устройства VR находится достаточно далеко от тела пользователя, поэтому поглощение должно быть минимальным. Он также отметил, что это же правило применимо и к мобильным телефонам.
«Я знаю, что если бы мобильные телефоны тестировались на нашей коже, то они превысили бы стандарты безопасности 1,6, но они тестируются на расстоянии от 1 до 1,5 сантиметров от нашей кожи».
Нгуен признаёт, что слишком много всего может быть вредно. Он говорит, что поскольку гарнитуры VR излучают неионизирующие ЭМП, они могут быть опасны только при «очень высокой интенсивности».
«Вы заметите это по теплу, так как устройство будет обжигать».
Перспективы пользователей
Некоторые пользователи VR принимают меры предосторожности при использовании своих устройств из-за отсутствия достаточных данных о возможных последствиях для здоровья.
«Я обычно осторожен при использовании любого типа системы VR. Я стараюсь не надевать её за раз больше чем на час», — сказал Мунеб Фазал в интервью The Epoch Times.
Фазал — генеральный директор Leap Digital, маркетингового агентства, которое предоставляет клиентам VR-решения.
Он признаётся, что обсуждал потенциальную опасность использования систем VR со своими коллегами и не нашёл однозначного ответа.
Фазал также сказал, что он «немного боится» использовать своё VR-устройство дольше часа за раз.
«Я заметил, что в случае с устройством Quest 2, если вентиляционные отверстия заблокированы, система может нагреваться. Временами она становится некомфортно тёплой. Конечно, я могу использовать беспроводные наушники в течение восьми или более часов в день, но эти типы (гарнитуры) небольших устройств не выделяют столько мощности по сравнению с устройствами VR».
Некоторые эксперты в области игр говорят, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы рассеять туман вокруг безопасности излучения систем VR.
«Существует много опасений по поводу потенциального влияния на здоровье длительного воздействия высоких уровней излучения, испускаемого устройствами VR. Однако трудно определить, какой уровень излучения является безопасным», — сказал изданию The Epoch Times генеральный директор и владелец компании Game Taco Иван Ловре Марусич.
По словам Марусича, некоторые производители решают эту проблему заранее, внедряя функции, снижающие воздействие излучения, например, ограничение по времени или автоматическое отключение, когда устройство не используется. Определённые материалы также лучше снижают воздействие радиации.
«В настоящее время существует единое мнение, что кратковременное воздействие уровня радиации систем VR выше „безопасного предела“ не должно вызывать беспокойства, но необходимы дополнительные исследования», — сказал он.
Отэм Спредеманн — репортёр из Южной Америки, освещает в основном латиноамериканские вопросы в газете The Epoch Times.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать