Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!
В России растет потребление «крылатого» металла. По утверждению экспертов, эта тенденция является однозначным индикатором роста экономического и технологического потенциала России. О ее причинах и следствиях рассказывают «Известия».
Конструктивное развитие
Одним из главных драйверов роста спроса на алюминий в последние годы стало гражданское и инфраструктурное строительство, утверждают эксперты. При этом благодаря новым технологиям производства и строительства и обновлению нормативной базы алюминий всё активнее применяется в сферах, где еще совсем недавно не использовался, например в мостостроении. Так, прямо сейчас в трех регионах России — Нижегородской, Рязанской и Тульской областях — завершается строительство трех алюминиевых мостов, конструкции которых произвел Красноярский металлургический завод (КраМЗ). «С начала года мы поставили заказчикам пять пешеходных мостов, в ближайшее время изготовим для российских регионов еще четыре. Если раньше алюминий как конструкционный материал для мостов был редкостью, то в последние годы наметился бум использования «крылатого металла» в мостостроительстве. Для мостов в Нижегородской и Рязанской областях КраМЗ освоил производство облегченного профиля, это снизит металлоемкость и стоимость сооружения», — рассказал генеральный директор КраМЗа Олег Буц.
Алюминиевые конструкции при высокой прочности намного легче традиционных стали и бетона, пояснил эксперт, что значительно снижает требования к опорам моста и грунту. Также они не поддаются коррозии, не нуждаются в ежегодном обслуживании и обладают более длительным сроком службы. Другое важное преимущество — алюминий подлежит 100%-ной переработке, это делает его самым экологичным среди конструкционных материалов. По данным Алюминиевой ассоциации, в России с 2017 года построено 17 алюминиевых мостов, в том числе автомобильный — первый и пока единственный в России и Европе. До этого алюминий как конструкционный материал для мостов даже не упоминался в соответствующих СНиПах и сводах правил. А сегодня на разных стадиях реализации находится еще около 20 подобных проектов.
Развитие внутреннего спроса и обеспечение алюминием российской промышленности уже давно обозначил как одну из важных стратегических задач «Русала» основатель компании Олег Дерипаска. «Русал» — это системообразующая компания, которая представляет собой целую отрасль. Компания вносит большой вклад в развитие целого ряда других отраслей российской экономики, являясь, по сути, инфраструктурной компанией», — говорил он в интервью «Интерфаксу» в 2013 году.
Акцент на внутренний рынок приносит результат. Потребление «крылатого» металла в России выросло, по данным Алюминиевой ассоциации, с 715 тыс. т в 2014 году до 1,15 млн т в 2023-м. Рост составил 62%. «По объемам переработки первичного алюминия мы уже вышли на уровень больше 1,1 млн т, а должны к 2030 году выйти на 2,5 млн т в год», — сказал в июне вице-премьер Денис Мантуров, посещая фольгопрокатный завод «Саянал».
Индикатор роста
Рост спроса на алюминий во многом является индикатором экономического и промышленного потенциала страны, так как алюминиевая отрасль, будучи высокотехнологичной, помогает развитию базовых секторов промышленности и способствует обеспечению технологической независимости России, объяснял Денис Мантуров в феврале на выставке «Россия».
«Алюминий необходим для ряда критических инновационных отраслей, например для солнечной энергетики, для производства аккумуляторных батарей, высокоскоростного транспорта, а рост его применения в традиционных отраслях означает переход к более эффективным и экологичным технологиям. В России в последние годы потребление росло благодаря ряду проектов и новых технологий в упаковочной отрасли, в строительстве, энергетике и транспорте, эти же отрасли будут главными драйверами роста в ближайшем будущем», — рассказал директор «Русала» по развитию рынков Евгений Васильев. На строительство, упаковку и энергетику приходится соответственно около 25, 25 и 20% российского потребления алюминия.
Увеличение потребления алюминия в энергетике «Русал» обеспечил, освоив выпуск новых марок легированной катанки, таких как алюминиево-циркониевая 6-й серии (алюминий-кремний-магний), 8-й серии (алюминий-железо). Они нашли широкое применение в кабельной промышленности. В 2019 году, после проведения двухлетних испытаний экспертными институтами, было разрешено применение силовых кабелей из алюминиевых сплавов 8-й серии в многоквартирном строительстве, с тех пор они заняли уже 21% рынка в сегменте жилищного строительства.
Традиционным крупным потребителем алюминия является автопром: из этого металла делаются колесные диски, радиаторы, термозащита, системы шумовиброизоляции автомобилей, элементы подвески. «Хорошие перспективы для роста есть в железнодорожном транспорте: на разных стадиях испытаний находятся несколько моделей грузовых вагонов из алюминия, модели трамваев из алюминия, биметаллический контактный рельс для метро, разрабатывается алюминиевый вагон метро», — пояснил Евгений Васильев.
Для массового потребителя
Один из самых заметных рывков в потреблении алюминия произошел в упаковочной отрасли. Так, если в 2016 году в России было произведено менее 6 млрд алюминиевых банок, то в этом году ожидаемый уровень производства составит около 10,3 млрд штук. В 2024 году был реализован самый крупный проект в этой отрасли — компания «Арнест упаковочные решения» запустила в Ульяновской области две очереди завода суммарной мощностью 1,6 млрд банок в год и уже анонсировала строительство 3-й и 4-й очередей. «Банка как упаковка для напитков постепенно выигрывает конкуренцию у стекла и пластика. Благодаря широкому горлу она удобнее для розлива, благодаря маленькому весу, высоким барьерным свойствам алюминия, способности быстро охлаждаться удобна для ритейлеров и потребителей. Плюс это самая экологичная упаковка. Препятствием для роста доли банки, по сути, оставалась нехватка мощностей по ее производству, теперь этот барьер снят», — говорит руководитель сектора Алюминиевой ассоциации Наталья Куденкова.
В строительстве потребление алюминия выросло и продолжает расти во многом благодаря проникновению новых технологий его обработки. «Яркий пример — развитие финишных покрытий. Если ранее отечественные производители ограничивались в основном порошковой покраской и анодированием, то на сегодняшний день к ним добавились сублимационное декорирование, ламинирование, ультрафиолетовая и цифровая печать. Параллельно с покрытиями развиваются технологии объемного формования, архитектурной просечки и перфорирования. В результате мы получаем индивидуальные решения любых цветов, форм и оттенков и не ограничиваем дизайнеров в воплощении их фантазий. Только на интерьеры новых станций московского метро пошли тысячи тонн навесных фасадов и панелей, в том числе уникальных. Алюминиевые фасады были использованы для капитального ремонта более 200 московских поликлиник, все больше они применяются в строительстве жилых, коммерческих и социальных объектов», — рассказал руководитель проекта Алюминиевой ассоциации Марат Жихарев.
Потребление алюминиевых окон растет благодаря возросшим потребительским стандартам (рост среднего размера окон, популярность панорамных окон) и выходу этого продукта в сегмент жилья экономкласса. Ранее алюминиевые светопрозрачные конструкции применялись только в жилье классов бизнес и комфорт. В 2023 году доля алюминиевых окон на российском рынке составила 24% по сравнению с 12,5% в 2014-м. Революционная смена технологий происходит в многоэтажном строительстве: от крупнопанельного домостроения (в основном с применением железобетонных конструкций), которое используется в России с 70-х годов прошлого века, застройщики всё больше переходят к алюминиево-металлическим конструкциям. Они позволяют значительно ускорить стройку, благодаря легкости являются практически безальтернативными в высотном строительстве. Крупные застройщики начали создавать собственное производство модульных конструкций.
Относительно новое направление для алюминия в строительстве — это объекты городского благоустройства. «За последние 10 лет в России были разработаны и выведены на рынок свыше 20 конструктивных решений — остановочные комплексы, опоры освещения, конструкции солнцезащиты, велобоксы и велостоянки. Их использование росло примерно на 30% ежегодно и достигло примерно 5 тыс. т в пересчете на алюминий, перспективы дальнейшего роста очень хорошие. Объекты из алюминия намного долговечнее, эстетичнее, чем из материалов-субститутов, не нуждаются в ежегодном окрашивании, как стальные», — рассказал руководитель проекта Алюминиевой ассоциации Дмитрий Голенда.