Первая роль — и сразу такой громкий успех! Фильм «Меня зовут Арлекино» с молодым Олегом Фоминым в главной роли прогремел на всю страну.
Даже если бы больше нигде не снялся, он уже запомнился бы зрителям. А дальше были еще 70 с лишним картин. Причем почти половина из них снята им самим в качестве режиссера или продюсера… В этом году Олегу Борисовичу исполнилось 60 лет. Пора подводить промежуточные итоги…
«ПОЛГОДА ЖИЛ В СТАЕ ВОЛКОВ»
— Олег Борисович, вы сыграли множество ярких персонажей: и ментов, и бандитов, и чекистов, и белогвардейцев… Всегда интересно узнать, где актер подсматривает своих героев. Например, того же бандита Дюбеля из сериала Next с кого срисовали?
— С себя. Мой преподаватель в училище имени Щепкина Николай Александрович Анненков всегда говорил: «Олег, ни с кого никого нельзя скопировать. Все роли — только из себя!» Он прав!
— Но вы давно уже не только актер, но и режиссер, продюсер. Понятно, что бюджетное финансирование получают не все. Трудно найти желающих вложиться в ваши картины, если заказчики — не государство или телеканалы?
— Инвесторы-то есть. Но не все готовы платить за то, что нужно именно тебе. Иногда приходится идти у них на поводу и снимать каких-нибудь «девочек». Не всегда, кстати, плохо выходит. Вот в «Дне выборов» написал роль для девушки инвестора — и ничего не испортил. По-моему, очень логично и эффектно получилось.
— И часто инвесторы вам навязывают «своих» артистов?
— Ну, например, в «Господах офицерах» хотели других артистов навязать. И я, чтобы отстоять Марата Башарова, Анатолия Белого, Евгения Стычкина и других ребят, вынужден был показывать фотографии друзей Николая II, офицеров того времени, чтобы стал понятен мой выбор артистов. Убедил! Точное попадание. Особенно Стычкин (исполнитель роли анархиста Красовского. — Ред.) в каждом слове, жесте удивительно органичен!
— В этом фильме вам пришлось многое порезать, как вы рассказывали в одном из интервью. Продюсеры потребовали?
— Да. Споры у нас страшные были. Я и мебель крушил, и пепельницами стеклянными кидался… Что-то отстоял, от чего-то сам отказался. Например, от сцены расстрела моего героя (главы группы, штабс-капитана Давыдова, единственного выжившего из отряда и добравшегося до штаба в Сибири. — Ред.) в конце фильма. Хотя иначе тогда и быть не могло. Он же застрелил высокопоставленного офицера штаба…
— В этом году по «России-1» показали ваш сериал «Баренцево море», где Игорь Петренко едва ли не впервые в своей карьере сыграл отрицательного героя. Долго уговаривали?
— Игорь тогда как раз закончил у меня съемки в «СМЕРШе». И я решил: зачем его отпускать? Почему бы ему не сняться и в следующем сериале «Баренцево море»? Персонаж уж очень интересный — финский диверсант Лаури Тарни, орудовавший во время войны у нас на Севере. Тарни удалось впоследствии избежать ареста и выехать в Штаты… И Игорь согласился. Он у меня снимался вместе со своей женой Кристиной. Замечательная пара! У них трое детей. И всех они с собой возят. Когда снимается кто-то один, второй сидит с детьми. А если оба — няню нанимают.
— Что в ближайших планах?
— Хочу снять комедию. Типа «Дня выборов». Только не про политиков, а про простых людей. По сценарию Ивана Охлобыстина. Часть денег уже есть. Два известных артиста подтвердили участие.
— В вашем кинобагаже есть сьемки с хищниками, это «Весьегонская волчица» и «Молодой Волкодав». Что подвигло на столь непростую работу?
— Мне было интересно. Готовясь к съемкам в «Весьегонской волчице», я почти полгода жил в стае волков. Ну то есть ездил к ним, вместе с дрессировщиками работал, приучал волчат к себе и своему запаху с младых когтей. Иначе бы они меня не приняли… Всякое бывало. И травмы, и укусы, и кровь однажды фонтаном из щеки била. И голову мою Филя (один из волков) зубами «клацал» — в шутку меж клыков сжимал. Дрессировщики объяснили, что таким образом он меня признал. А в начале съемок на новом месте, на площадке в Минской киностудии, чуть не случилась беда. Для волков все ново было, запахи незнакомые — звери запаниковали и начали скалиться. Филю наказали. И он обиделся. Пришлось вечером с ведром мяса идти к ним в загон прощения просить. Просунул руки и голову (не знаю зачем) сквозь решетку и кормлю. Думаю: будь что будет! Когда волчица (а она в стае главная, не верьте Киплингу, что Акелла там вожак!) подошла и облизала мое лицо, все наладилось. Меня приняли и вспомнили!.. А с Филей мы потом еще раз встретились через три года на сьемках «Молодого Волкодава». Я его не узнал. А он меня — сразу. По запаху. Подошел ко мне. Смотрю, а у волка натурально слезы из глаз катятся. «Филя!» — кричу. Обрадовались друг другу!
«КТО-ТО СВЕРХУ ОБЪЯСНИЛ»
— Как-то вы рассказывали, что вот уже лет 10 строите в Подмосковье большой дом. Уже переехали?
— Да, еще в пандемию. Купили три матраса и въехали. И продолжали достраивать. Никто же не знал, что так будет… Все меня ругали: зачем так далеко, зачем такой большой? Ну изначально коробка большая была. Я же вырос в хрущевке. И мне хотелось большой дом. И папа у меня мечтал дом построить… А сейчас кто-то сверху мне объяснил: вот для чего, Олег! Представляете, в доме у меня пять спален. И они все заняты! Живем вдесятером: шестеро взрослых и четверо детей.
— Перевезли семью жены (четвертая жена актера Татьяна — украинка. — Ред.) из Запорожья?
— Да, всех. Наконец успокоилась жена. Потому что что бы она ни говорила, но когда пропадает связь на неделю и ты не знаешь, что там… В общем, они вовремя уехали. Еще бы чуть-чуть, и уже бы никуда не добрались… Соседи присылают им фотографии, видео. Потому что там (в Запорожье. — Ред.) у них квартиры остались. В одной из них взрывом разнесло лоджию…
— Большая семья вместе — это замечательно. Но, наверное, и масса проблем?
— Главное — мы все вместе. А дальше уже пошла «Санта-Барбара». (Улыбается.) Ну вы же понимаете: столько хозяек в доме!
— Дома успели свой рабочий кабинет обустроить?
— Дом еще достраивается. У меня есть комната-склад, которая в перспективе, я думаю, будет моей какой-то курительной, мужской… В общем, смогу кабинет себе сделать, чтобы никого не видеть. (Улыбается.)
— Ваш старший сын Данила окончил вуз по специальности «экономическая безопасность». Почему не пошел по вашим стопам? Ведь маленького вы снимали его в своих фильмах…
— Да, в три года он снимался у меня в сериале Next-2. Помните тот эпизод: папа тонет в реке, а малыш зовет его с обрыва?.. Потом мы всей семьей собрались дома, чтобы посмотреть фрагмент с участием Данилы, похвалить его — какой молодец! Идут кадры, и вдруг сын, глядя на тонущего человека, говорит: «Это не папа». И уходит. Не понял… В дальнейшем, когда Данила рос и мы ставили серию с его участием, он стоически досматривал до конца и опять же удалялся со словами: «Ну что, посмотрели?» В общем, с кино у него не срослось.
— А на младшего Максима в этом плане есть надежда?
— Ну да, Данила выбрал свою стезю. А Максим… В свои 6 лет он уже снимает кино и сам же монтирует. Еще и мне замечания делает: «У тебя тут склейка неправильная!» Будет ли он иметь отношение к кинематографу, не знаю. Я на него не давлю. Не вмешиваюсь. Пусть все идет как идет…