Его песни страна поет уже больше 50 лет. Но даже в 97 (!) легендарный композитор Александр Зацепин продолжает много и упорно работать…
— Александр Сергеевич, что дает вам силы даже в столь почтенном возрасте не сидеть сложа руки?
— Мне учитель говорил: «Чтобы вдохновение приходило, надо постоянно работать». И поэтому для меня работа — как кислород. Без нее и дня не могу прожить. Музыка и дает мне силы и желание жить. Второй секрет — постоянное движение. Я каждое утро начинаю с 40-минутной зарядки, с йоги. Тут и скручивания, и растяжки. Они спасают меня на протяжении всей большой жизни. Наконец, я стараюсь не переедать, соблюдать режим. Вот, пожалуй, и все секреты.
— После зарядки как день строится?
— Сейчас занимаюсь созданием мюзикла «Иван Васильевич меняет профессию» — в нем около 20 музыкальных номеров, включая три песни, которые были в знаменитом фильме Леонида Гайдая. Но сценарий для сцены будет изменен. Премьера, надеюсь, состоится в Театре музыкальной комедии Екатеринбурга, а потом и в Москве. Кроме того, занимаюсь созданием и собственного авторского театра. Надеюсь, что это будет театр со своим зданием, где в основном идти будут мюзиклы по моим песням.
— Раз уж речь зашла о здании, не могу не спросить про вашу знаменитую звукозаписывающую студию, которая была в Ржевском переулке столицы близ Нового Арбата.
— Когда я по приглашению руководителя Московского симфоджаза Виктора Кнушевицкого приехал в Москву из Новосибирска, то вначале жил в Перово в маленькой квартирке на втором этаже. Потом появилась необходимость в создании собственной студии. Купить ее в то время было невозможно — только обмен. А что менять, если у меня квартира 45 метров, у мамы — 30 метров, а площадь студии — 180 метров! В итоге помогла Александра Пахмутова, которая была депутатом. Мы пошли с ней в Моссовет, она обратилась к какому-то чиновнику, который все устроил. Дом был шикарный — 1905 года постройки, толстые стены. Именно там записывала мои песни Пугачева.
— Пугачева уже почти два года не живет в России. Вы поддерживаете отношения?
— Мы с Аллой Борисовной уже давно не общаемся. Нас ничего не связывает, нам не о чем общаться. Хотя она и пела когда-то мои песни. Может быть, они ее и прославили, но я об этом не думаю.
— А почему сегодня не появляются молодые артисты уровня и таланта той же Пугачевой?
— Теперь пишется совершенно другая музыка. Вначале джаз сменил рок, потом появился Майкл Джексон — музыка все время менялась, развивалась по синусоиде. И сейчас такое время, когда мы в самой низшей ее точке. И я эту музыку не слушаю — она стала более примитивной.
— Может, тогда вам снова начать писать для кино?
— А сегодня нет и хорошего кино, для которого интересно было бы писать, нет и поэтов уровня Леонида Дербенева, с которым я работал, нет и артистов приличных. Да и как потом эту песню раскрутить и сделать популярной? Заплатить телевидению 50 миллионов, чтобы потом 10 раз ее прокрутили?.. Нет, такой путь не для меня.