Говорят, он закрыт, застегнут на все пуговицы. Наверное, так и есть. Иначе разве родилось бы столько мифов и легенд?
Не самых благостных, надо сказать. Бабник, повеса, дебошир — что там еще говорят про Домогарова? Но ведь есть не только персонаж этого «развеселого» комикса, есть еще актер. Человек, в конце концов. 12 июля народному артисту с непростым характером исполнилось 60. Сотня ярких ролей в кино и сериалах, три десятка образов в театре, множество престижных наград… Что ж, ему есть чем гордиться!
Впрочем, как признается сам артист, он не любит подводить итоги, оценивать свои роли, выбирая удачные и неудачные. Он радуется, оглядываясь в прошлое. Гордится успехами сына — Александра Домогарова-младшего, который сначала блеснул как артист в культовых «Елках», а потом уже сам в качестве режиссера снял трогательный фильм «Пальма» (про брошенную в аэропорту собаку, которая несколько лет ждала на летном поле хозяина), вышедший в международный прокат. Нам удалось поговорить с юбиляром, Домогаровым-старшим, и о жизни, и о кино, и о глубоко личном…
«Я СТАЛ ПЕРФЕКЦИОНИСТОМ»
— Александр Юрьевич, с какими ощущениями встретили юбилей?
— Какие могут быть ощущения, когда в душе тебе около 30 лет, а по паспорту — 60! И ты от этого никуда не денешься. Это все равно круглая дата, и все нормальные люди говорят: «Надо же подводить какие-то итоги!» Но делать это совершенно не хочется, а хочется думать, что это еще продолжение определенного пути, который человек должен пройти… Да, это какой-то рубеж, наверное, в смысле возрастной. Не могу, конечно, сказать, что все впереди. Но все равно перед тобой открываются какие-то новые пространства, новые цели, дороги, еще что-то новое… Меня раньше часто спрашивали: как бы вы сейчас поступили в какой-то конкретный период жизни? Так вот если меня сейчас вернуть лет на 20 назад, но с теми мозгами, что есть у меня сейчас, я бы, наверное, не повторял каких-то ошибок. А ошибки есть у всех… Наверное, что-то прожил бы по-другому…
— Что для вас самое сложное в работе?
— То, что я стал перфекционистом! (Смеется.) Время расставляет какие-то свои акценты в профессии, и ты начинаешь уже обладать опытом, обладать чем-то, чему научился за эти годы. Ты приходишь на репетицию спектакля, берешь пьесу, читаешь и думаешь: «Так, это понятно. Это тоже понятно, и это». А потом выходишь на сцену — и становишься первокурсником театрального вуза. У тебя руки не слушаются, у тебя ноги не слушаются, голос не подчиняется, ты не умеешь читать, ты неправильно расставляешь акценты… И чтобы все это привести в состояние органики, нужно колоссальное время! Сейчас я отдаю себе отчет, что это, ребята, чрезвычайно сложная профессия. И для того чтобы сделать хороший спектакль, надо съесть не один пуд соли. И чтобы не одна рубашка намокла от твоих нервов. Тогда и получится что-то, что может увлечь зрителя, тогда твой энергетический выплеск в зал тебе отдастся. Потому что только энергетикой артист может победить на сцене.
— У вас есть любимые роли в кино?
— Всегда говорил, что роли — мои дети. Они мною рождены, и я не могу говорить: эти плохие, а эти хорошие. Могу сказать, что мне что-то не удалось. Это моя вина. Я могу найти массу отговорок, чтобы свалить на другого ответственность, но не буду этого делать. И знаковые работы в моей биографии — все они связаны с людьми. Например, Андрей Сергеевич Кончаловский и фильм «Глянец». Для меня это не только фильм «Глянец», но и работа с великим мэтром российского и мирового кинематографа. Это комплекс знаний, которые артист получает от знакомства. Ты начинаешь впитывать эту культуру, и такие работы — подарки судьбы. Я счастливый человек, потому что общался с людьми, которые вершат судьбу искусства. Выше этих людей только звезды…
«МНЕ ПРОСТО ПОВЕЗЛО»
— Вы избирательны к ролям?
— То, что мне предлагается на данный момент, — честно говоря, не вижу смысла тратить свое время на это. Но, может, меня просто так видят режиссеры… Я всегда считал, что театр — это любовь с артистом до гроба, только ногами вперед из него можно уйти. А кино — это любовь временная. Пока ты представляешь собой какое-то визуальное лицо, которое сейчас соответствует тому, что популярно на кинонебосклоне, тебя используют. А если ты вылетишь из этого образа, то все, ты не нужен. Здесь не смотрят на твой опыт — ты просто должен подходить визуально. Ну и важно понимать: хочешь ли ты убить год на плохой материал и заработать денег, но в душе у себя ничего не оставить? Либо ты будешь сниматься в не очень большой роли графа Милорадовича (эту роль Александр Домогаров играл в фильме «Союз спасения». — Ред.), но получать от этого гораздо большее эстетическое и внутреннее удовлетворение.
— Вы недавно снимались в продолжении «Гардемаринов». Тоже испытали чувство удовлетворения?
— Да, снимался, и там уже назначены даты премьер. Точно по месяцам и числам сейчас не скажу, но это будут две полнометражные картины: одна называется «Мир», а другая — «Война». И да, я счастливый человек: мне повезло встретиться со Светланой Сергеевной и Анатолием Михайловичем (режиссер фильма Светлана Дружинина и ее супруг — оператор Анатолий Мукасей. — Ред.). Таких сейчас не делают — таких уже остались единицы, их надо беречь, холить и лелеять. И какое счастье, что помимо того, что ты общаешься с ними как человек, вхож в их семью, ты еще можешь у них сниматься! А это отдельная страница в биографии. Светлана Сергеевна при всех своих годах обладает такой энергетикой! И рядом с ней человек, который снимает так красиво, как, наверное, никто! Про фильм ничего не буду говорить, зритель сам все увидит. Вам судить. А мне просто повезло…
«А ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ!»
— Ваш сын Александр Домогаров-младший не так давно выпустил как режиссер свой фильм «Пальма». Кинолента очень интересная и имела успех в прокате. Следите за работами сына?
— Конечно, слежу и, конечно, переживаю. Но он взрослый парень, иногда он уже мне дает советы. Другое дело — слушаю я их или нет. Мы с ним в совершенно разных профессиях сейчас. В чем-то он меня не понимает, в чем-то я его. Он мне говорит: «Папа, ты рассуждаешь с точки зрения артиста!» (Смеется.) Если серьезно, то я рад: он снял очень добротную работу. Но я тысячу раз говорил, что взлететь, господа, несложно, удержаться тяжело, вот в чем проблема. Если он выдержит как человек, сможет пройти огонь, воду и медные трубы, то, как его папа, я буду рад…
— Какие фильмы и сериалы, которые вы смотрели в последнее время, произвели на вас впечатление?
— Я посмотрел два сериала — «Актриса» и «Балет». На меня это произвело очень большое впечатление как на артиста, не как на зрителя. Эта тема мне близка, какие-то вещи мне очень понятны. Меня поразила режиссерская работа, операторская. Наконец-то в сериальном движении возник рывок! Что касается фильмов, то из недавних — «Вызов». Был на премьере, куда меня пригласил Первый канал. Совершенно искренне говорю, что создать эту картину — это был подвиг! Это слишком большая проблема: полететь в космос и снять там столько часов материала. У меня это вызвало восторг! Еще посмотрел «Чебурашку» — и получил дикое удовольствие от этого фильма!
— А есть какие-то роли, которые вы уже не сыграете?
— Гамлета уже не сыграю. Хотя… Не могу ответить на этот вопрос… Вы знаете, может, это нескромно, но мне кажется, что я достиг уже такого возраста, что сам могу предложить: «Давайте я это попробую сыграть?» И кто-то повернется ко мне и скажет: «А давайте попробуем!» Я очень надеюсь на это…